Роль тормозов в автомобиле трудно переоценить. Это одна из немногих систем, от исправности которой напрямую зависит не только наша личная безопасность, но и здоровье и жизнь окружающих. Поэтому нормальные водители всегда содержат тормоза в образцово-исправном состоянии. Но мало, кто отдает себе отчет о значимости тормозной жидкости в одноименной системе.
Основная задача тормозной жидкости (ТЖ) – передавать усилие с педали тормоза на соответствующие исполнительные механизмы для замедления или полной остановки машины. Фактически без жидкости тормозная система просто не будет работать. А работает она так: нажимая на педаль, водитель давит на поршень главного тормозного цилиндра, от которого жидкость перемещается по трубкам и шлангам уже к рабочим цилиндрам. В свою очередь их поршни воздействуют на колодки, которые прижимаются к дискам или барабанам. Сила трения между ними и замедляет автомобиль. Здесь используется принцип, основанный на свойстве всех жидкостей: они не сжимаются, сохраняя свой объём. Теоретически можно использовать любую жидкость – воду, спирт или масло. Но в реальном авто¬мобиле к «тормозухе» предъявляют ещё множество строгих требований.
Дело в том, что в процессе работы тормозная жидкость сильно нагревается и в какой-то момент может закипеть. И тогда в системе образуется смесь жидкости и пара. А этот коктейль уже поддаётся сжатию и не способен передавать прежнее давление. Если в этот момент надавить на педаль, она «провалится» и тормоза не сработают – в итоге машина просто не остановится. Поэтому жидкость должна обладать высокой температурой кипения. В современных автомобилях используются исключительно синтетические ТЖ, созданные в основном на смеси полиэтилен¬гликоля и полиэфиров борной кислоты. Главное преимущество таких жидкостей – изначально достаточно высокая температура кипения, в среднем 230 ℃.
Вот так могут нагреваться тормозные диски простого гражданского автомобиля
Всё бы хорошо, но есть и минусы: эти жидкости гигроскопичны, то есть способны впитывать воду из атмосферного воздуха и крайне ядовиты. Если в «тормозуху» попадает влага, то температура кипения постепенно снижается – например, с 230 ℃ (для «чистой» жидкости) может упасть до 155 ℃ (для увлажненной). Кроме гигроскопичности, эти жидкости очень едкие и способны разъедать резину и краску. Поэтому для тормозных механизмов подбирают манжеты, сальники и прокладки из специальных химически стойких материалов.
Впрочем, рядовому обывателю нет смысла заморачиваться всеми этими цифрами и техническими терминами. Для подавляющего большинства современных автомобилей подходит гликолевая тормозная жидкость с маркировкой DOT 4 американского стандарта FMVSS 116, со временем просто DOT 4. Этот стандарт требует предельных точек кипения в 230 °С и 155°С, чего уже с лихвой хватит для большинства современных автомобилей.
Кстати, для автомобилей с ABS требуется уже особая тормозная жидкость со сниженной кинетической вязкостью как при высоких, так и экстремально низких температурах. Иначе клапаны ABS просто не смогут работать. У «тормозухи» с сертификатом DOT 4 Class 6 довольно высокий показатель кинематической вязкости и ужесточены требования к температуре кипения «увлажненной» жидкости – не ниже 165 ℃.
А вот какого производителя предпочесть при выборе тормозной жидкости?
На рынке много различных фирм и компаний. Тут стоит обратить внимание на то, чем пользуются в техцентрах или автопарках.
ReinWell может еще не очень известен среди автолюбителей, но уже получивший распространение в профессиональной среде, зарегистрирован в Германии, а немецкая регистрация подразумевает самые высокие стандарты качества. Продукция широко известна корпоративным клиентам, сервисным станциям и большим автопаркам. А такие клиенты знают толк в качественных смазочных материалах. После локализации производства в России, продукцию reinWell теперь можно купить и в гражданской, более мелкой, расфасовке. Но, главное, что качество при переносе производства осталось прежним, каким и было для корпоративного применения и соответствующее немецкой регистрации. Тем более, что у этой немецкой фирмы очень разнообразный и обширный ассортимент, в котором можно найти все что вам нужно.
reinWell DOT 4 – cинтетическая тормозная жидкость для штатных тормозных механизмов большинства современных автомобилей, мотоциклов и картов. Для более технически утонченных и современных транспортных средств с системой ABS имеется свой reinWell DOT 4 Class 6. Так что, всё в масть.
Что касается замены ТЖ после лета, то здесь однозначного ответа нет. Ведь гликолевая тормозная жидкость периодически нуждается в замене, но согласно инструкции по эксплуатации это требуется делать раз в два года. Не стоит этим пренебрегать, поскольку температура кипения неуклонно снижается. И закипит она не постепенно, а вдруг – и машина останется без тормозов.
Если у вас близится плавное ТО, то заодно можно и сменить тормозную жидкость. Это не сложная процедура и не сильно увеличит стоимость заказ-наряда.