Среди автомобилистов ходит немало пересудов относительно сроков и причин замены тормозной жидкости. Между тем существуют вполне конкретные критерии, определяющие необходимость немедленной замены тормозной «гидравлики».
По оценкам специалистов, наиболее кризисным в этом плане является аспект, связанный с реальными температурными параметрами той или иной «тормозухи». Давайте рассмотрим данный момент подробнее. Как несложно догадаться, чем выше порог градуса кипения тормозной жидкости, тем меньше риск пропажи тормозов вследствие сильного нагрева. И это логично, ведь через пар, который выделяет закипевший гидравлический состав, передать необходимые усилия на колодки невозможно. Поэтому автолюбителям рекомендовано следить, чтобы в тормозной жидкости не скапливалось излишнее количество воды. Напомним, что она закипает уже при 100°C, что намного ниже рабочей температуры обычных автомобильных тормозов.
Когда надо менять тормозную жидкость
Другими словами, чем выше содержание воды в жидкости, тем более вероятен отказ тормозов, причем даже в ситуации обычного (не экстренного) торможения. Во избежание аварийной ситуации автопроизводители настоятельно рекомендуют проводить замену рабочей жидкости в системе каждые 3-4 года или примерно через 60-70 тысяч км пробега. Да, как правило, тормозная жидкость сохраняет рабочее состояние и дольше, но для подстраховки поменять ее лишним не будет ради собственной безопасности.
По мнению специалистов, старую «тормозуху» обязательно нужно сливать, когда уровень концентрации воды в ней превысит значение более трех процентов. Однако визуально это определить нельзя. На глаз избыток воды определяется лишь в самых запущенных случаях: мутный цвет или расслоение состава либо наличие осадка. Но чаще всего, даже столкнувшись с явлением «закипания» тормозов, открыв крышу бачка, мы увидим обычную прозрачную с небольшой желтизной жидкость.
Как увлажнена тормозная жидкость
На практике массовая доля воды в тормозной жидкости определяется инструментально. Специальным тестером замеряется температура ее кипения, а особым мультиметром устанавливается ее электрическая проводимость. Но излишнее содержание воды — еще не повод для волнений, поскольку влага из воздуха вполне нормально контактирует с гидравлическим составом.
Между тем в шлангах, цилиндрах и суппортах уровень может колебаться в допустимых значениях. Впрочем, и там жидкость постоянно нагревается из-за теплообмена с разогретыми элементами системы, что со временем снижает работоспособность узла. Другими словами, для объективной оценки качества тормозной жидкости необходимо ее полностью слить, что нецелесообразно. Понятно, что при таком раскладе логичней будет сразу поменять старый состав на новый.
Что же выбрать для тормозов
Отдельная тема – правильный подбор тормозной жидкости для конкретного автомобиля. Понятно, что по наитию это делать не стоит. Экспериментировать с тормозами собственного авто — занятие, мягко говоря, глупое. Тем более, что в российских автомагазинах есть достойные аналоги оригинальных тормозных жидкостей класса DOT 4 от серьезных производителей.
В качестве примера приведем производимую у нас в стране по лицензии тормозную жидкость стандарта DOT 4 от немецкой компании reinWell. Это жидкость с температурой «увлажненного» кипения свыше 155°C и с полным набором нужных присадок. Они надежно защитят металлические детали гидропривода тормозов от коррозии и окисления, в том числе при высоких температурах. Защитят они и от образования кислотных продуктов распада и появления водяных «паровых пробок». То есть DOT 4 от reinWell представляет собой именно тот вариант, который необходим для современных тормозов с ABS/ESP.
К слову, у той же компании reinWell есть и более продвинутый продукт - тормозная жидкость DOT 4 Class 6 (фото выше). По сравнению с обычными аналогами, применение жидкости DOT 4 Class 6 сокращает время срабатывания тормозной системы. Это усиливает ее производительность, что значительно повышает безопасность при экстренном торможении. Последнее особенно важно в условиях сильных отрицательных температур. Данный продукт смешивается и сочетается с другими высококачественными синтетическими тормозными жидкостями, в том числе и с оригинальными. Отмеченное качество DOT 4 Class 6 от reinWell позволяет использовать этот состав на многих иномарках при замене отслужившей свое «тормозухи».